Выбираем лучший русский альбом 2018

Предварительная версия.

Январь-август.

Почти все последние годы к осени основные музыкальные релизы отчетного периода на русском языке уже успевают выйти. За исключением единиц.

Кроме 2015 года, когда в ноябре с разницей в несколько дней появились альбомы Оксимирона «Горгород» и Скриптонита «Дом с нормальными явлениями».

До сентября 2К18 пару недель, так что пора подводить предварительные итоги.

Уже понятно, что 2018 год будет для русскоязычной музыки одним из лучших за последнее время по числу вышедших интересных релизов.

Первое. Отбрасываем «старичков». Тех, кто занимается музыкой на русском давно, но немного затерялся во вчера в своей музыкальной и поэтической тональности.

Извините, Дельфин, «Кровосток», Horus и другие.

Дальше. 2018 год наконец похоронил русский дэнс-поп в виде Темниковой с «Не модные» и Бузовой с массой музыкальных подмастерьев. Аве.

Весной по-настоящему сильно выстрелили 2 релиза. Это Boys don’t cry от Gone.Fludd и Sayonara Boy X от Элджея.

Гон.Фладд выдал яркий релиз почти с фонетической эквилибристикой. Boys don’t cry – это задорно, но пока еще сыровато и зелено.

Sayonara Boy X оказалась бомбой, которая при взрыве, кажется, задела самого ее зачинщика.

«Минимал» был везде и всюду. Дальше все пошло не так гладко.

Клип Suzuki вызвал тонны дизов. Общество оказалось не совсем готово к радостному осознанию себя биомусором в видении Элджея.

Пришлось пускать в ротацию толерантный трек «360°», который не вошел в Sayonara Boy X, и снимать на него же клип.

И это при абсолютно хитовом альбоме.

С ростом числа пародий и мемов Элджей становится все ближе и ближе к слову «зашквар».

Sayonara Boy X может быть и станет самым народным альбомом года, но вряд ли после всего  сможет претендовать на звание лучшего.

Лето’18 выдалось как никогда горячим и заставило быстро забыть весенние релизы.

По алфавиту: Гречка, Лизер, Матранг, Мияги & Эндшпиль, Монеточка, Ти-Фест.

Все они выпустили элпишки и ипишки, которые могли бы замахнуться на #1. Но только двое по-настоящему.

Гречка на максимуме хайпа и внимания с EP «Недокасаемость» в ВК за месяц не смогла собрать и миллион прослушиваний. Тема закрыта.

Teenage Love от Lizer вряд ли может претендовать на место в истории музыки. Lizer все разрывается между мамбл-рэпом и рэпом со смыслом, тяготея к первому.

В угоду моде и публике?

Биты как на Teenage Love уже порядком поднадоели. А ничего нового Lizer не предлагает. К тому же расплескиваясь под конец записи.

Matrang, как и MiyaGi & Эндшпиль – это история про настрой инстинктов малолетних самочек под себя любимых, не больше. Русская южная попса образца 2018 под маской поп-рэпа.

Остаются двое: Монеточка и T-Fest.

При беглом взгляде Монеточка безусловный лидер. По вниманию СМИ и инфоповодам, по актуальности текстов.

Такого осмысления российской действительности еще не было. Постирония в альбоме «Раскраски для взрослых» (формально весеннем, вышедшем в конце мая, но выстрелившем летом) зашкаливает, вроде бы неформатные песни попадают на радиостанции.

Монеточка собственноручно раздвигает границы форматности в русской поп-музыке.

И все же, при более близком рассмотрении лидером года на отрезке январь-август выглядит T-Test. И вот почему.

То, что делает Монеточка – это опереточная игра с действительностью. Это не конструирование собственной реальности, а оценка какой-то чужой, не сильно привлекающей автора. Горькая, едко-смешная. Какая угодно, но не своя. Только зачем тратить на нее, на чужую, время и силы?

Монеточка в музыке это как «любимый» певицей Гоша Рубчинский в моде или Петр Павленский в акционизме — приобщение к культуре дегенератства тире декадентства, на которую есть высокий, сиюминутный спрос.

Это одна сторона, тексты. К музыке «Раскрасок» вопросов больше. Явные заимствования из англоязычного попа прошлого, отсылки к Moby из конца 90-х.

Если этот альбом — самая сильная вещь года в России, что же. Значит, мы это заслужили.

Именно поэтому вышедший в конце июля альбом T-Fest «Иностранец» и вызывает желание отправить Монеточку на пока что второе место и на рубилово с Элджеем за получение статуса  народного альбома года.

«Иностранец» интересно рассматривать под микроскопом, делать множество пауз для изучения мелодического рисунка треков.

«Иностранец» лиричный, эклектичный и сложносочиненный одновременно. Хип-хоп-симфония.

Пока что это первый релиз за последние пару лет, по числу прослушиваний обогнавший деяния мамбл-рэперов.

И это победа музыки над битами и текстов над припевами. Это создание собственного мира, а не препарирование чужого.

«Иностранец» сделан с большой любовью к музыке, звукам, мелодике.

Распевы здесь сменяет почти крик. Глухой звук голоса – звонкий. Тишину — резонаторы.

Музыка здесь то останавливается, то разгоняется. Струна как будто бы то натягивается, то сжимается.

Скрипка открывает один трек. Клавишные другой. Духовые третий.

Вот перебор гитарных рифов, вот буксующий бит, вот приджазованность, вот негро-песнопение. Каждая деталь уместна и в тему.

Даже диктофонные вставки с «пойду сниму телочек», вокзальным объявлением и «Алена, ты мясо готовить умеешь». Без них и повторяющегося «Скандала» в сухом остатке не 13, а 9 треков. Не сильно больше любителей выпускать альбомы из 7 треков.

В конце-концов может ведь Элджей каждый трек на альбоме начинать с распевки «За тобой». И Ти-Фесту можно похулиганить.

Главное действующее лицо на «Иностранце» музыка, а не исполнитель. Что редкость для рэперов.

Для T-Fest путь от альбомов «0372» и «Молодость» к «Иностранцу» — это путь от рэпера к музыканту.

Предыдущие релизы T-Fest на фоне нового кажутся бледными. Ти-Фест как будто наконец накопил жизненный и звуковой опыт, сфокусировался. У него появилось что сказать.

Почти каждый трек на «Иностранце» это триллер с неожиданными поворотами сюжета.

Хотя по аналогии с кино альбом жанрово больше похож на роуд-муви. Он не открывает глубоких истин, в нем нет сильных посылов, но он создает настроение.

Интонационно и тематически начало альбома похоже на раннюю «Касту», а трек «Иностранец» — прямо «На порядок выше» наоборот конца 2010-х.

Здесь читается одиночество и отчужденность лирического героя, а при желании и сравнение России и Украины («у тебя монеты, а у нас купюры красные»: рубли и гривны).

Однако в дальнейшем русло повествования меняется.

«Иностранец» вроде бы самый оптимистичный из всех пессимистичных релизов. Про иерархическое движение вверх, а не вниз, но при отсутствии внутренних подвижек.

Почти все оставшиеся треки на альбоме про бытие на условной «вершине», где есть отчужденность лирического героя, отношения без любви, группис и девушки-змеи.

«Им не нравится как я себя веду, а мне все равно» — прямо перекличка с Элджеем.

В «Им не нравится», пожалуй, полнее всего раскрывается суть альбома: «Малой хочет достать свою волну и не только. Ему нужен только кэш. Ему не нужны эти соски. Нет, не нужны эти тряпки. Нет, не нужны эти ссоры».

T-Fest достает.

Для чего? «Чтобы мама улыбалась. И у папы были силы. Не для премий. Точно не для афтерпати. Не для призов ваших зрительских симпатий».

Хоть ему и «не нужны эти соски», одна из центральных тем в творчестве Ти-Феста – девушки, они же суки. Целых 6 треков в центральной части альбома по сути про противоположный пол («Кобра», «Скандал», «Скит», «Окно», «Лояльность», «Скит-2»).

Из альбома мы узнаем, что девушки – это змеи, «лечащие» и устраивающие скандалы, от которых можно выпрыгнуть в окно. И все-таки они «классные», если остаются «лояльными».

Русской музыке давно не хватало Самобытного Героя такого жанра. И вот он явился.

Хоть и не совсем русский и не совсем само.

T-Fest уроженец Украины, а «Иностранец» похож на плод коллективного творчества «Газгольдера».

«Иностранец» — все же не в полной мере российский рэп. Как не в полной мере российский рэп и творчество казаха Скриптонита. Или даже прожившего много лет за границей Оксимирона.

Скорее это просто рэп на русском языке.

Российский рэп в чистом виде – это русский народный рэп. Вроде Басты. Немного частушечный и беспощадный.

От «Газгольдера» на «Иностранце» чувствуется большое влияние Скриптонита.

В одном интервью Скриптонит говорил: «Мне не нравится, когда голос «торчит». Я хочу его в жопу засунуть вместе с музыкой».

Сам Скриптонит засовывает голос с музыкой слишком глубоко.

Ти-Фест не так глубоко. На мидл уровень. В самый раз. Мечта Скриптонита осуществилась.

Причастен ли автор цитаты про засовывание к музыке на «Иностранце» или нет, но работа с саундом в релизе на высоте.

Без «Газгольдера» T-Fest вряд ли получил бы на выходе то, что получил.

Украина сама по себе слабо ассоциируется с рэпом. Все, что можно вспомнить — Скруджи, Типси Тип, «Грибы», Влад Валов, Михей, Джиган. Творчество многих из этих украинцев связано с Россией и российскими лейблами.

У большинства украинских хип-хоп исполнителей никогда не было особенно большой глубины в стихах. Нет ее и у Ти-Феста. Альбом тематически ограничен.

Но чувство музыки, умение ею дирижировать и держать эмоционально у некоторых, вроде Михея, поразительно. Нечто похожее есть и на «Иностранце».

Лучше всего нынешний уровень исполнительского мастерства Ти-Феста виден в треках с приглашенными музыкантами.

Последние сильно упрощают записи и кажутся лишними. На «Скандале» с Бастой, например,  строчка босса «Газгольдера» «всем панчам панч, такими не банчат» просто убийственна по своей неуместности. AMD тоже опускает трек 1kkk на ступеньку ниже.

Даже не слишком иносказательный 104 на «Кобре» разительно отличается от стиля автора альбома.

Интересно, среднее количество букв в каждой строке куплета 104 – около 30. Среднее количество букв Тифеста в каждой строке из той же «Кобры» — вполовину меньше.

Каждая строка – готовый короткий лозунг.

Лучшие рекламные слоганы часто получаются из заимствованных у музыкантов фраз. T-Fest в этом смысле – хороший источник.

Один за другим:

— «не проси, а сделай сам»;

— «деньги не придут к тебе сами, пацан» (так и просится слоганом форекс-брокера, криптопирамиды или бинарным опционам);

— «дружба h…i купится»;

— «что держит ее рядом»;

— «суки бывают разные»;

— «зацени ее клыки»;

— «она как кобры стиль»;

— «pizdets она классная»;

— «кайфую от нее как первоклассник»;

— «не то чтобы победа, но так радует»;

— «ты не знаешь меня»;

— «спокойствие не купишь»;

— «наши деньги наша участь»;

— «пусть все растают»;

— «с огня в иголки»;

— «беспредел может быть в тишине»;

— «плацкарт сменил бизнес, я умница»;

— «у меня все есть»;

— «это все мое»;

— «мне это надо»;

— «мы меняем все маршруты»;

— «главное – лояльность»;

— «я спешу, но не опаздываю».

t.me/slavaurban

vk.com/slavaurban

twitter.com/slava_urban

slavaurban.livejournal.com

facebook.com/slavaurbanru

instagram.com/slavaurban.ru

ok.ru/group/53482982604944