Smart-lab спикабушился. Что так?

Медиа об инвестициях мимикрировало в сайт с тредами про жизнь. Чем всё закончится?

10 лет назад Тимофей Мартынов, на тот момент ведущий делового канала РБК, решил сделать сообщество тире клуб биржевых трейдеров. И сделал.

Smart-lab.ru запустился в формате UGC (user generated content) – с материалами от пользователей.

Хотя вначале все было не так просто. «Надо было получить сто постов в день, вот тогда наступит счастье, — рассказывал в интервью журналу Financial One совладелец «Смартлаба» Герман Клименко, он же основатель Liveinternet и экс-советник президента России (позже вышедший из проекта). —  Тимофей говорил: «Легко!» и шел писать очередные пять постов в день. На первых порах он писал 90% контента, а каждый новый зарегистрировавшийся трейдер вызывал у него сначала бурю надежды, а затем разочарование. Трейдеры не хотели писать сразу много, а Тимофей фрустрировал. Я его успокаивал и убеждал, что все будет хорошо, что пользователи вот-вот начнут писать».

Постепенно трафик на сайте рос, число постов на «Смартлабе» также росло: 50, 60, 70, 80, 90 в день.

«Я был абсолютно уверен, что проекту нужен только сам Тимофей и работающий сайт», — говорил Клименко.

Мартынов был для сообщества трейдеров примерно тем же, кем являлся на старте бизнеса для «Додопицца» Федор Овчинников.

Медийность ведущего и образ своего парня привлекали аудиторию. Мартынова воспринимали как простого, копающегося в себе и находящего у себя постоянно какие-то неудачи весельчака.

Парня, над которым могли иногда подшучивать, но беззлобно. Мартынов вызывал эмпатию у аудитории.

Изначально сайт был ресурсом практически исключительно о заработке на финансовых рынках.

Первые посты Тимофея Мартынова в сообществе это в основном обзоры книг о трейдинге. Последние по хронологии посты Мартынова – «Чем меня расстраивает Кипр» и «Кипр: еще одна маленькая печаль».

Такие посты как мысли о минусах Кипра вожака «Смартлаба» вызывают тонны похожего контента от рядовых пользователей: «Что меня расстраивает в родной Москве», «Что меня расстраивает в Петербурге», «Что меня не устраивает в городе Сочи», «Чем меня расстраивает мой родной Омск», «Чем меня расстраиваю ..я!», «Что и меня расстраивает» и так далее.

Таким образом «Смартлаб» постепенно превратился из сайта о трейдинге в треды о жизни и событиях вокруг интересов «инвесторов»: обсуждения роликов ютуба о том сколько должен зарабатывать мужчина, актуальных мемасиков, сравнения российской и иностранной молодежи, поздравления с рождением потомства и прочих нетрейдерских вещей.

Стиль изложения стал ближе к народу — все чаще напоминать тусовки в падиках или терки работяг. То есть «Смартлаб» стал все больше походить на финансовый филиал «Пикабу», «Яплакал» и «Фишек».

Есть подозрение, что это было сделано намеренно.

Потенциальная аудитория ресурса о финансовых рынках ограничена несколькими сотнями тысяч человек. Именно столько имеют брокерские счета в России.

А средняя «жизнь» российского инвестора менее 5 лет — за это время более 90% участников полностью или частично теряет деньги и уходит с рынка.

Так что российские онлайн-ресурсы о трейдинге вроде Finam, BCS-Express, MFD, Investfunds, Investing, Profinance борются за внимание относительно небольшого числа людей.

Месячная аудитория «Смартлаба» на данный момент по разным данным 330-360 тыс. человек. Это в 2 раза больше МФД, но в несколько раз меньше «Финама», «Инвестинга», БКС и «Инвестфондс».

Медиапроекты с акцентом на контент, а не сервисы, в особенности медиа с ореолом модности или молодым ядром аудитории в России чаще всего показывают стандартный цикл жизни: рост аудитории, зрелость и максимальная доходность, старение аудитории, уход аудитории, неприход новой аудитории в тех же объемах, что ушедшая.

Модные медиа для молодежи в 90-х ОМ и «Птюч» в нулевых уступили место «Афише», Look at me и Esquire, которые отдали его уже онлайн-ресурсам вроде The Flow и The Village. Ниша молодежного ТВ в 90-х была за MTV, в нулевых за ТНТ, затем за «Пятницей».

Цикл обычно укладывается в десятилетие или чуть больше. Исключения, конечно, сайты с сервисами вроде подробных котировок, которые поисковикам не удалось качественно клонировать, чтобы не пустить аудиторию дальше поисковой выдачи.

Пока что контент-проектам проблему старения аудитории эффективно, без падения трафика решить удается редко. Особенно узкотематическим медиа.

Один из небольших удачных кейсов последних лет здесь это бывший сайт о рекламе Adme.

«Эдми» переформатировал проект в «сайт о творчестве» с материалами вроде «8 подарков из детства», «Как изменились звезды 90-х» и «Честный гид» по городам от первого лица», а также поставил на конвейер такие же видео для ютуба.

И оставил бывших конкурентов биться друг с другом и бороться между собой за несколько десятков тысяч человек

Аудитория Adme увеличилась в несколько раз. Остался ли живой интерес помимо коммерческого у владельцев уже другой вопрос.

Проект Тимофея Мартынова 10 лет назад привлекал внимание его сверстников 20-30 лет. Сейчас, судя по постам, аудитория в среднем взрослее.

А той медийности, что была у Мартынова 7-8 лет назад, привлекшая к «Смартлабу» многочисленное сообщество, уже нет. Новая аудитория его в массе своей не знает. Выедет ли проект на историях «прожизь»?

У сайта почти нет уникальных сервисов или сервисов, схожих с конкурентами, но более удобных. Поэтому-то еще проект аудиторно сильно проигрывает и «Финаму», и «Профинанс».

Мартынов по-прежнему фрустрирует и недоволен профессиональными результатами: «Сегодня наконец улетаю с Кипра. В расстроенных чувствах. Почему? Потому что тут куда не плюнь, везде истории феноменального успеха. У одного компания 30 человек, у другого 80, у третьего 150, у четвертого 700. Это здание этот построил, то — тот.   Блин, я чувствую себя каким-то ничтожеством. Мне пару раз задали вопрос — сколько я зарабатываю. Мне не то что ответить было стыдно, мне было стыдно даже думать об этом».

Или просто тонко предлагает открыть новую серию тредов о жизни?

Похожие:

IT → сырье → ? «Автоследование»: Алишер Усманов

30 прогнозов «лучшей инвесткомпании». Сколько сбылось?

Повторится ли крах 1929 года в 2018 году

Медиа – худшая бизнес-идея 2020х (почему Красильщик ушел из «Медузы»)

Онижедети взяли media, бррррря

vk.com/slavaurban

t.me/slavaurban

twitter.com/slava_urban

slavaurban.livejournal.com

facebook.com/slavaurbanru

instagram.com/slavaurban.ru

ok.ru/group/53482982604944