Биомусор, калоконтент и мудилы

Весеннее обострение. О чем поют весной 2018. Рейтинг новых релизов.

Хорошими делами прославиться нельзя.

За несколько недель весны вышла чуть ли не половина самых громких альбомов года.

5

Про боль и надежду

XXXTENTACION «?»

Темнокожий 20-летний американец, бывший зек и самый прослушиваемый рэпер мира на Spotify прямо сейчас, выпустил в марте вторую пластинку с вопросительным знаком вместо названия,  как бы поставив задачку перед всем остальным музыкальным миром: разгадывайте.

Разгадка в том, что новым альбомом XXXTENTACION вдруг привнес мелодизм в рэп 2010-х с его поднадоевшими одинаковыми ломаными ритмами.

Формально «?» это хип-хоп. 2 десятка предельно коротких треков с речитативом. На деле кипучая смесь из мрачноватого рэпа с неожиданными напилистыми гитарами и навязчивым поп-звучанием.

«?» — не текстоцентричная история, как остальные 4 ниже, а кейс про редкий баланс формы и содержания.

4

Про счастье и мудил

«Кровосток» «ЧБ»

Группировка «Кровосток» в последние 10 лет была известна больше временным запретом на свое творчество, чем новыми песнями.

Запрещать «Кровосток» и воспринимать все произносимое вслух за чистую монету все равно что воспринимать прямолинейно и в лоб книги Сорокина.

Все понимают, что «Кровосток» — это игра. И уже давно не игра в искусство, а игра в коммерцию и бизнес. А провокации в текстах – средство привлечения внимания.

Поэтому от новых пластинок группы ждут немногого – новых хуков и строчек-мемов. Примерно как от новых книг Пелевина.

На ЧБ их немного:

— Без любви это еще не значит, что совсем не любя

— Мой город не здоров и не молод. Моя страна е… нулась сполна. Мой президент — обезумевший агент

— Темные взмахи твоих ресниц. Свинцовая тяжесть моих яиц. Мы не врачи, но мы без границ

— Жизнь хитрее наших планов ё…аную тыщу раз. Вроде семь раз отмеряешь, а съедаешь говна таз

— Стамеска, киянка, топор и зубило. Я хоть и туп, но я не мудила. Я — не мудила, мудила — не я. Я счастья ищу, это сложно, друзья.

3

Про енотов и людей

СБПЧ «Мы не спали, мы снились»

«У нас есть всё, чтобы жить вечно. У нас есть всё, хватит на всех. И позади только страх и увечья. А впереди — радость и смех». «Найди то, что любишь, и пусть оно тебя убьёт.  Среди ужасных чудищ я самый злой енот». «Мы были мягкими, мы были нежными. Мы и мусоров называли «копчики», мы в прохожих плевались черешнями. Солдатам кричали: «Чего вы тут топчите?»…

Тематика песен, вопрос смысла или его отсутствия в лирике СБПЧ, похоже, уже не уместен.

От части новых песен СБПЧ отдает эпохой хипстеров. Не по звучанию, а по сути. С псевдофилософией и псевдосмыслами в текстах.

В начале десятых журнал «Афиша» назвал очередной альбом одного из персонажей того времени Муджуса (Mujuice) «Морской» XXI века, «Группой крови» для поколения нулевых…  Лучшим русским альбомом года. А может, и не только русским. А может, и не только года». То есть возвел на какие-то космические высоты.

Хотя со стороны было понятно, что «это конец, мама», дутый пузырь. Конец и Муджуса, и «Афиши», и хипстеров.

Так и с СБПЧ. Новую пластинку коллектива пристально расслушивают, рассматривают, обнюхивают. Ищут что-то, как в свое время в Муджусе, Padla Bear Outfit и им подобных.

Основная претензия в «Мы не спали, мы снились» – к тем трекам, в которых присутствует лишь вокалист и автор текстов Кирилл Иванов. Таких примерно половина.

Раньше Иванов писал концептуальщину вроде «Динозавра» или «Живи хорошо». А сейчас выдает неконтролируемый поток сознания нараспев.

Самое очевидное, что можно сказать про «Мы не спали, мы снились», сказали вроде бы сами СБПЧ в треке «Провал»: «Всё, что может провалиться — проваливается. Наша идея была провалом». Переиначивая рефрен песни СБПЧ «Молодость всё простит» — «Молодость всё. Прости».

Но всё не так. Для СБПЧ новый альбом – прыжок вперед. Почти прорыв, совсем не провал.

Во-первых, в музыкальном плане СБПЧ – в полном порядке, здоровее, чем когда-либо. Во-вторых, к группе присоединилась Женя Борзых – бывшая вокалистка групп «Прогоним песню» и «Масса Крыма.

Борзых — самое светлое пятно и надежда для СБПЧ. Ее вокал оживляет робопесни группы, наполняет их красками и придает трекам хитовость.

СБПЧ не Kraftwerk и ими никогда не будут. Поэтому больше Жени – хорошей и разной!

К сожалению, присутствие Борзых на альбоме минимальное. Обидно.

«Я даже видела искры в темноте, когда ты мимо проходил по комнате» — если бы вокалистке дали спеть с десяток подобных припевов, всё на альбоме звучало бы по-другому. Увы. В основном мы слышим Кирилла Иванова.

2

Про будущее сейчас

Дельфин «442»

«442» — это возрождение из пепла того, кого уже и не ждали.

Предыдущий альбом Дельфина «Она» был почти совсем без акцентов. Что в музыке, что в текстах. Еще более ранний «Андрей» состоял из смертной тоски и глухого саунда.

Жизнь в 46-летнем Дельфине-музыканте как будто постепенно замирала. Казалось, ещё чуть и всё.

Но нет.  На «442» появились ярые гитарные риффы, гулкая металлическая электроника, раздражение и громкая гражданская позиция. На новом альбоме Андрей Лысиков выступает в новых ролях — исполнителя тире отца детей и исполнителя тире почти политика.

Главные строчки альбома:

— Государство, приказывающее умирать детворе, всегда назовет себя родиной

— Нам говорят: «Вы должны все свои жизни родине». Но мы же ведь более чем сложны. Вроде бы

— Я улетаю бомбить города. Спящих людей, которых не знаю. Они не проснутся уже никогда. Они навсегда будут преданы раю.

«442» — как будто бы не из 2018, а из 2022 или 2025 года. Пацифизм, антимилитаризм, как угодно  – объективно пока еще не самые насущные вопросы для страны.

Но не для Дельфина. Он нашел новые темы для собственного гнева и бунта. И несет их как флаг.

Продолжение прошлых альбомов в новом – это песни с упоминанием мамы и отца: «Мама, найди меня в этой кромешной тьме. Мама, я жду тебя на той стороне», «Моя радуга — моё детство, улыбка моего отца. Его лежащее на открытых ладонях сердце. Отданное мне всё, до конца. Моя радуга, моя мама. Исчезавшая над рекой моих слёз. Река её отражала, но скоро не стало. Ни молний, ни туч, ни гроз».

Для сравнения, вот что Дельфин пел десятилетия назад: «Мне папа подарил свой огромный КамАЗ! Я знаю, он мудак, ну я ж не п…орас! Пошёл ты на …уй со своим КамАЗом! Мне мама подарила брата-дебила! Я думал, что он подрастёт… А он каким-то мудаком оказался просто. Спасибо, мама!.. Спасибо, мама! Но мне не надо брата! Не надо брата!»

Тема молодого поколения и его модели поведения у Дельфина на «442» — в строчках «В руках электронные удовлетворители. Создают беспорядочные нейронные связи. Гала-контента производители. Сами же и потребители своей грязи».

Строчка «гала-контента производители» при прослушивании звучит как калоконтента производители. Случайно или нет.

1

Про сейчас, бабло и все равно

Элджей Sayonara Boy X

Альбомы на первом и пятом местах – взаимозаменяемые. Главный российский релиз – на первом, главный мировой релиз весны – на пятом. Можно роллировать.

XXXTENTACION и Элджей похожи во многом. Даже внешне.

Разница – в том, что XXXTENTACION точно на темной стороне, а Элджей пока не определился.

Элджею пока сказать нечего, есть только возможность и желание передать эмоции.

У Элджея инфантильность уровня семиклассника. В том смысле, что только небо, только ветер, только радость впереди: «Мы летим на Suzuki быстрее скорости звука. Я чувствую твою руку, сука»; «Я ребенок, рожденный сиять. Теперь мне так говорит вся семья».

У него эйфория от неожиданной славы: «Моя жизнь, как белое пятно — мне на всех всё равно». И ощущение собственного мессианства: «Эй, биомусор, как тебе туса? Я просто прививаю таким как ты чувство вкуса».

И все атрибуты жизни в мессианской эйфории: «У меня есть бабло и я чувствую его тепло»; «Моя жизнь, как белое пятно — мне на всех всё равно»; «Давай трахаться в кроссовках. Давай виски, фанту, колу».

Хорошо это или нет, но альбом Элджея в моменте – это настроение современности. Нравится это кому-то или нет. Хоть порой это и выглядит глуповато или похожим на китч.

В музыкальном плане Элджей следует по стопам Пики и группы «Грибы». Тот же хаус-рэп.

Русский человек любит хаус и любит рэп. Поэтому к хаус-рэпу почти генетически предрасположен.

Элджей этим пользуется. И устраивает свой балаган-лимитед. В меру способностей.

Первый трек, он же последний на альбоме, в котором вроде бы есть двойное дно – «Растворитель». Он ставит многоточие в вопросе о том, какое будущее ждет Элджея после прохождения этапа, в котором тусы с группис + ускорители + замедлители.

Произойдет ли перерождение в большого автора, как это было с Дельфином после «Секса без перерыва», или Элджей зацементируется в статусе одного из подающих надежды. Одного из многих.

Похожие:

Русские рэперши о мужчинах и проблемах

Мамкины рэперы заронили семя

Фрешмены от сохи или сброд?

Выбираем лучший русский альбом 2018

Фейсом об тейбл: размазали Face

Рэп со смыслом всё

t.me/slavaurban

vk.com/slavaurban

twitter.com/slava_urban

slavaurban.livejournal.com

facebook.com/slavaurbanru

instagram.com/slavaurban.ru

ok.ru/group/53482982604944